пятница, 2 января 2015 г.

Археологический парк Куриона

Пора, наконец, сказать и об этом древнем городе. С удовольствием предоставлю слово Кипрской организации туризма.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КУРИОН

Так случилось, что город Лимассол вырос между двух важнейших царств древнего Кипра:
Аматундой на востоке и Курионом на западе. …, на расстоянии примерно четырех километров вы увидите холм, возвышающийся перед вами с западной стороны. 


 Именно на нем в течение многих веков стоял один из важнейших городов‐государств, который был основан древними греками, прибывшими на остров со стороны Эгейского моря приблизительно в 1200 году до н.э.
Кипр, однако, не был им не знаком, ведь уже двумя веками раньше остров начал
принимать микенских купцов, искавших драгоценную медь.



Вид моря захватывает дух. 


Именно отсюда, вместе с взглядом, начинают свое путешествие и мысль, и душа. Перед Вами развертывается невероятной красоты картина: сине‐голубое море, сверкающее под золотыми лучами солнца и контрастирующее с землей, наполненной золотыми и зелеными оттенками. Вне всякого сомнения, правдиво изречение:
"Умели выбирать древние греки место основания собственных городов".


…перед Вами лежит большая равнина, окрестности которой чрезвычайно плодородны. В те времена, быть может даже больше, чем сегодня, люди нуждались в плодородных землях, так как в основе общественных отношений лежало натуральное хозяйство.










Еще одной важнейшей особенностью этой области является река Курис, впадающая в залив Куриона / Эпископи. … ее воды использовались жителями этого района для водоснабжения и орошения.








А ведь глядя вокруг, о плодородии не подумаешь.




Геродот: сами жители Куриона считали себя потомками аргосских (ахейских) поселенцев.


Курион получил имя своего основателя, Куревса, сына мифического пафосского царя Кинира. Традиция, связывающая город Курион с сыном Кинира, отсылает нас к тем наидревнейшим отношениям, которые поддерживали город Курион и курийское царство с царством пафосским.


Знаменитый золотой жезл Куриона, найденный в царской гробнице в Калоризики и датируемый началом 11 века до н.э., является важнейшим свидетельством тому, что город‐государство уже существовало. Данный жезл находится в Кипрском Музее и представляет собой образец высокого искусства. 

(с сайта http://vcook.cyprus.free.fr/)

Первые непрофессиональные раскопки в различных точках Куриона были предприняты знаменитым Luigi Palma di Cesnola в 1873 году. 


В результате этих несерьезных с научной точки зрения раскопок, основной целью которых была охота за сокровищами, было найдено большое количество предметов, украшающих сегодня залы нью‐йоркского музея "Метрополитен". Среди этих находок и знаменитые "сокровища Куриона", включающие в себя великолепные драгоценные украшения различных типов и датировок. Как утверждает Cesnola, эти сокровища он обнаружил недалеко от театра Куриона.
                   ТЕАТР
В поисках места с хорошей акустикой древние греки остановили свой выбор на этом склоне холма. Чаще всего древние театры располагались именно на склонах холмов или гор. Театр Куриона не является исключением.

Театроном назывались места для зрителей. Театрон включал в себя трибуны, где могли
разместиться до 3.500 зрителей. 

Изначально театр, построенный во 2‐ом веке до н.э., был меньших размеров, но во 2‐ом веке н.э. он был расширен и приобрел современное обличие.
в конце 2‐го ‐ начале 3‐го века н.э. … установка металлического ограждения, необходимого для проведения популярных в ту пору гладиаторских боев с дикими животными. Три нижних ряда трибуны были сняты, а на верхней части стенки арены была помещена металлическая ограда для того, чтобы зрители, сидящие ближе к орхестре, которая теперь стала ареной, были в безопасности.

       “ВОЙДИ В ДОМ СЧАСТЛИВО И НА БЛАГО”

      Такой надписью украсил Эвтолий вход в своё жилище более 15-ти веков назад. И сейчас её можно прочитать (если очень постараться).  Но прежде, чем отправиться рассматривать места обитания древних предков, необходимо понять, когда же это всё было позаброшено. История гласит: По одной из гипотез, землетрясение, случившееся в IV веке положило начало заката Куриона, окончательно же он был покинут жителями VII веке. Люди ушли из него спасаясь от арабских завоевателей.


       Если с театром всё ясно, ошибиться с его предназначением невозможно (более того восстановленный в конце ХХ в. он и сейчас функционирует по своему прямому предназначению), то с другими объектами гораздо сложнее. Разобраться «что есть что» и «зачем» догадаться почти невозможно, несмотря на имеющиеся таблички.


 Существует два варианта: либо досконально исследовать, имея аудиогид или описания того, что видим, либо ограничиться фактом наличия руин древнего города, стараясь вникнуть в то, что более-менее понятно, и опираясь на опыт, который уже приобретен. К примеру, навесы являются опознавательными знаками того, что там можно увидеть старинные мозаики. 


   А жилище гладиаторов – это не дом, где они жили, оно обязано своим названием мозаичным изображениям гладиаторов, украшающим центральный двор.

















Тем не менее, надо иметь богатое воображение, чтобы представить себе, как выглядели эти дома и храмы в древности. Даже имея план с наименованиями помещений, я не могла вообразить, какой была эта раннехристианская базилика. 






Через атрий Вы входите в длинный мощеный коридор, северное крыло помещения, предназначенного для катехизиса, а затем в нартекс. В этом помещении происходило наставление и приобщение верующих к учению и таинствам Церкви.     Хм…







Вот водопроводную трубу в камнях я усмотрела. 








      


 "SANITAS PER AQUA" 
   


Поскольку до Куриона уже удалось побродить по Археологическому парку Пафоса, то руины зданий, остатки былого великолепия в виде колонн и мозаик, хотя и были интересны, но не вызывали своей древностью того восторга, которого заслужили.



         Что поразило, так это Общественные Бани. Сначала непонятностью увиденного, затем устройством. 



     Есть вещи, не укладывающиеся в моей голове: КАК? Как столько веков назад могли создать такое?
Архитектурное развитие бань в Греции приходится на 5‐ый век, окончательно оно формируется в 4‐ом веке до н.э., и продолжается до 1‐го века до н.э., когда их место постепенно начинают занимать римские Термы.

Я даже не буду обсуждать вопрос, что сознание тогда достигло понимания того, что бани должны быть общественными, поскольку невозможно быть здоровым среди больных. 


     Но устройство…

       В самой простой их форме римские бани включали в себя три помещения: холодное, теплое и горячее. Первое помещение, раздевалка (аподитерий) и холодная баня (фригидарий), выполняло двойную функцию. Здесь посетители снимали одежду и мылись холодной водой. Это помещение было наиболее украшенным, оно функционировало и как приемная комната, из которой люди входили в собственно баню, и в которой они собирались после окончания процедур для общения. В северной и восточной частях этого центрального помещения находились бассейны с холодной водой, перед каждым из которых ставились неглубокие тазы для ног. Традиция посещения холодной бани возникла по советам врачей, которые советовали принимать полезные для организма холодные ванны.

Теплая баня (тепидарий) находилась западнее холодной. Нахождение в этом помещении помогало постепенно адаптироваться к разнице температур в холодной бане и на следующем этапе ‐ в горячей бане.
Горячая баня (кальдарий) находилась западнее теплой бани и была последним этапом всей процедуры. Так как в этом помещении была достаточная влажность, здесь можно было и париться.

От теплой и горячей бани сегодня остались только гипокаусты. Гипокаустами называли нижние подземные помещения, проходившие под полами банных залов, где циркулировал горячий воздух, производимый горящим в очагах (префурний) огнем. Полы были приподняты и размещались на глиняных столбиках, которые изготавливались из глиняных плит, выдерживающих высокую температуру. Стены отапливались глиняными трубами или плитами, которые устанавливались на стенах с некоторым промежутком, необходимым для циркуляции воздуха.
Мы видим также камеры отопления / очаги, откуда горячий воздух проникал вверх через специальные трубы и пустоты, существующие между стенами и слоем керамических плит. Для нормального функционирования бань требовалось большое количество воды, которая прибывала из резервуаров и колодцев. Проблема поставки воды в бани была решена с изготовлением больших акведуков. Вода накапливалась в находящемся уровнем выше резервуаре и текла через трубы в различные точки бани. Достаточно развитой была и система канализации, состоящая из глиняных труб, проходивших по бане. Разлитая по полу вода текла в направлении отхожих мест, которые находились рядом с банями.

!!! А мы о техническом прогрессе: в XXI в. - подогреваемые полы...

ОБИТЕЛЬ НИМФ



Еще об одном месте, пожалуй, напишу, но не потому, что его было супер интересно посмотреть, а скорее было интересно узнать о его существовании.








Нимфей является одним из самых больших и самых величественных памятников такого рода во всем Средиземноморье. Он был посвящен нимфам, покровительницам воды. Нимфей состоит из огромного центрального здания, выстроенного из крупных обтесанных асбестовых камней, и разделенного на три части: юго‐восточную, которая является большим сводчатым залом. Он был священным местом, где, вероятнее всего, совершали обряды в честь Нимф, центральную и северо‐западную, которая включала в себя источники и бассейны со сводами, нишами и мраморными скульптурами. Нимфей был построен в 1‐ом веке н.э. и после следующих один за другим разрушений, реконструкций и расширений был окончательно разрушен и покинут в середине 7 в. 

     Рассказывать можно еще долго, столько же сколько я там бродила, но пора двигаться дальше. 


Будет что вспомнить тёмными холодными вечерами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий