четверг, 30 октября 2014 г.

Крепость (Larnaca Fort)

Менялись века, сменилась эра, но не поменялась природа человека – снова и снова войны, снова одни нападают, другие обороняются. Зато мы можем теперь посмотреть замечательную крепость: не заметить ее, побывав в Ларнаке, невозможно.


Сама по себе крепость моего воображения не поразила: да, стены, да, внутренний двор, помещения, которые скорее напоминают темницы.



Сколько таких крепостей было видено, сколько еще предстоит увидеть. Я не знаток фортификационного искусства, а какой-то уникальности в глаза не бросилось.




А вот то, к чему нельзя остаться равнодушным, так это ее расположение. Вид на море потрясающий! Чем потрясающий? Ответить невозможно, поскольку видно всё то же, всё также, и все-таки совсем другие ощущения.






Размеры крепости невелики. Это если не говорить, что малы. В некоторой степени мне повезло, что я пришла сюда с утра пораньше, даже не рассчитывая, что она будет открыта. И хотя я была не в единственном числе, тем не менее смогла посмотреть всё в спокойной атмосфере.




Считается, что крепость построена во времена владычества османской империи на острове (в XVII в.), но и до этого она здесь была да дошла до состояния разрушенности, и после этого значительно перестраивалась. На мой взгляд, это некий микс с историческими датами, которые относительны, и предметами, которые к истории крепости тоже имеют отдалённое отношение. 






К примеру, войдя в крепость, сразу замечаешь пушки на колёсах, стоящие под навесом у северной стены. Подходишь ближе, читаешь: немецкие, производство Круппа, начало ХХ в. Логика, конечно, есть, где же их еще и хранить?










Труднее, с надгробными плитами. А, может, и не с плитами, а может, и не с надгробными. Но какие-то разложены по соседству.




Есть еще размещенные в нише у противоположной стены. Совсем другие! 

Сама апсида даёт ощущение большей древности, чем остальная крепость. И, действительно, упоминается, что она сохранилась еще с доосманских времен. 




Что касается плит, они датируются XIV в., и встречается информации, что были перевезены сюда из Никосии. Мне кажется это странным. Впрочем, это не умаляет интереса к ним.



Странно и расположение могил здесь же в стене. До этого мне не встречалось, что бы хоронили в крепостных стенах. Разве только в Кремлёвской… 









Что хотели сказать на плитах, расположенных в одной из темниц западной стены, я так и не узнала. Языкам не обучена. Но явно это из совсем другого исторического периода. 







А пушки, смотрящие в амбразуры, заложенные каменной кладкой? 

















Но если подняться на крепостную стену, то там всё в порядке.






И пушки смотрят куда надо и как надо.






О раннем периоде истории крепости мало что можно узнать при посещении современной - разве только ее местоположение, поскольку даже размеры были иные и значительно больше.





Своё военное значение она потеряла давно, в отличие от крепости Фамагусты, а пушки в большей степени были нужны в качестве сигнальных. Выстрел из них прибывающих кораблей в один из крупнейших в те времена портов острова означал: «Таможня даёт добро» (это моя интерпретация).


Зато последний (домузейный) период выглядит более наглядно, возможно, потому что уже появилась фотография.

По крайней мере, на меня фотография с висящей петлей, которую я рассматривала в помещении, с зарешеченным окном и непонятным люком в полу, произвела большое впечатление. Еще не прочитав таблички и не разобравшись, но зная об османском «происхождении» крепости, я сделала вывод о жестокости турков. Но не надо было спешить.

Это совсем другая страница истории, место проведения пыток и казни осужденных англичанами. Да, с конца XIX в. здесь уже хозяйничали англичане, и крепость была превращена в полицейский участок. Мне осталось не вполне понятным, как это помещение могло быть местом «публичной» казни, но, вобщем, не суть. Последняя казнь здесь состоялась в 1948 г., поскольку полицейский участок был перенесен в другое здание, и дальнейшая история уже не для туристов (пока).






На втором этаже находится исторический музей. 
С очень скромной коллекций, если к представленным экспонатам, вообще, применим термин «коллекция»: немного глиняных изделий, немного оружия, немного фотографий, сделанных в христианских базиликах с фресками периода раннего христианства. 
Экспонаты музея в значительной степени повреждены, разграблены и уничтожены в 1963 г. 
«В Ларнаке происходят вооруженные столкновения между экстремистами греческой и турецкой общин. Командование расположенной поблизости английской военной базы вводит в город бронетехнику для поддержания порядка. Ларнака всегда была космополитическим городом, и до раздела острова в 1974 г. здесь проживала самая большая на острове община турок-киприотов».






А самое «яркое пятно» всей крепости – это, конечно, комната с оттоманскими оттоманками.







Пожалуй, весь осмотр крепости занял у меня меньше времени, чем я о нём писала. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий