Христианская
святыня
К началу нашей эры времена расцвета Китиона остались далеко
позади. Несмотря на это, назвать его «забытым богом» уголком нельзя: нет-нет,
да и появятся у его стен библейские герои - к примеру, Святой Варнава (родом с
Кипра, правда, из Саламиса). В 45 г. н.э. он с апостолом Павлом прибыли на
остров для того, чтобы проповедовать христианское учение.
И есть в городе место ради одного которого стоило посетить Ларнаку. Это церковь Святого Лазаря, которая примечательна с самых разных точек зрения. Постараюсь, от общего к частному. А что более общего и доступного, чем архитектура? Можно любоваться ею, не будучи человеком религиозным или интересующимся историей.
Но мы не просто смотрим, в голову приходят разные мысли,
делаем умопостроения, а без исторических фактов можем прийти к совсем неверным
заключениям. Вот и я глядя на нее уже в
конце своего вояжа, после увиденных античных колонн и пр., не удивилась, что
старая церковь так хорошо выглядит.
В самом начале я писала: «Порою лучше
полное незнание, чем знания поверхностные», в десятках источников можно было
прочитать: «Храм был построен примерно в 890 году», но выглядел он далеко не
так, как сейчас.
Мое внимание,
естественно, привлекает колоннада арок перед входом. Мне она в большей степени
напоминает католические храмы, и сделанный мною вывод: наверно, церковь
построена так давно, что не несет различий между различными ветвями
христианства, - оказывается весьма поспешным, но не совсем безосновательным.
Действительно,
византийская церковь, построенная в конце IX — начале X века, во времена правления на острове лузиньян и
венецианцев (с XIII по XVI век) стала принадлежать Римско-католической церкви.
И тогда-то и был пристроен массивный портик в готическом стиле. Так что до
правды «докопалась». К счастью, мною не замечены следы преобразований, которые
произошли с храмом в начале османского владычества. Тогда из неё сделали
мечеть, уничтожив колокольню и купола. The accounts refer to a "ruined
church" which had been converted by the atheists into a pig sty». Всё
же толика объективности не мешает, заодно узнаю, как будет на английском
«свинарник». Для справки: турки-османы завоевывают Кипр 1570—1571 годах.
Правда чуть позже, по неизвестным мне
причинам, могу, конечно, предположить, что по чисто меркантильным, турки
продали ее православным, и там проводились и православные, и католические
службы. Безжалостно осудив турок за то, что они так поступили с христианской
церковью, я всё же продолжила свои изыскания и на официальном сайте ц.
Св.Лазаря нахожу: «the Church of Saint Lazarus had suffered extensive damage,
or had remained derelict between the period August 1460 to August 1480. Фактически почти с середины IXX в. «хозяева» на Кипре англичане (несмотря на формальную зависимость острова от Османской империи до I мировой войны), тогда же построена новая колокольня. Несовпадение времени ее постройки с «возрастом» храма можно увидеть, если внимательно присмотреться.
Теперь о более важном. Церковь Святого
Лазаря получила своё название и возведена на этом месте неслучайно. Здесь
похоронен Лазарь. Тот самый Лазарь , которого в своё время воскрешал Христос.
Объективности ради скажу, что жизнеописания, как и место смерти, разнятся в
православном и римско-католическом вероисповедании. Никогда раньше не
задумывалась, что стало с Лазарем после воскрешения, и только сейчас об этом
узнала. Иудеи плохо отнеслись к его воскрешению, и он был изгнан из страны. В
католическом варианте он прибыл в Марсель и стал первым епископом города, в
православном – лодка с ним, отправленная в море без весел, причалила к берегам
Кипра. Еще 30 лет своей жизни он провел на острове, где был рукоположен
апостолом Варнавой в епископы, став епископом Китийским. Здесь он и был
похоронен, а на месте его захоронения построена церковь (есть основания
полагать). Вобщем, с годами это всё подзабылось, и только в IX в. была
обнаружена гробница с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов». По указу
императора Льва VI мощи Лазаря были перенесены в Константинополь в 898 году,
где были положены в храме Праведного Лазаря. Не буду описывать все перипетии с
мощами, но часть их и по сей день находится в ларнакском храме.
Как только заходишь
внутрь, понимаешь – Византия. Обилие
икон и золота, и даже не знаешь, чего больше. Но золото, потемневшее за долгие
годы, не сверкает лучезарной роскошью, а погружает в чуть мрачноватую атмосферу
прошедших времен. Огромный иконостас конца
XVIII в. с великолепной резьбой по дереву производит впечатление. Среди
икон (у северной стены) можно увидеть и совсем родную – наша икона Казанской
Божьей Матери.
О личных
впечатлениях: меня «накрыло». Такое нечасто случается, но здесь было именно так
и не зависело от моей воли.
Интересная история этого места и этого сооружения. Но до меня не вполне дошло это слово в конце - «накрыло». Можно как-то расшифровать?
ОтветитьУдалить«Накрыло» - это до предела сжатое выражение сильных эмоций. Ну примерно, как волна в море накрывает. Вообще-то, я стараюсь писать объективно, даже когда пишу о личных впечатлениях, поскольку считаю, что другие тоже их могут испытать. Но здесь их рациональным не объяснить, поэтому не стала описывать подробнее. Но ощущения были потрясающие.
Удалить