Как ни странно, но ощущения «древности» в Ларнаке не чувствуется. Совсем. А ведь именно здесь находился старейший город острова – Китион, причем, первое поселение было настолько давно, что трудно себе представить – 6000 лет назад. Приходится верить археологам, что такое возможно, поэтому уже не удивляет объяснение, что его основателем был внук Ноя Khittim и первое название города Киттим (существуют и другие гипотезы). Впрочем, говорить о городе в те далекие времена было бы некоторым преувеличением.
Кто ищет, тот всегда найдет, так что находясь в Ларнаке, познакомиться с бывшим Китионом можно разными способами. Самый простой: сходить в Археологический музей.
Он находился совсем рядом с отелем, где я обустроилась, тем не менее я выбрала другой путь. По нескольким причинам. Во-первых, наиболее ценные археологические экспонаты давно вывезены с острова в британские музеи, а те, что не вывезены, отправились в столицу – Никосию. Во-вторых, хотелось видеть то, что не может быть представлено ни в каком музее: реальные остатки реальных сооружений.
Вобщем, меня понесло к руинам северо-западной стены города и храмов, расположенных рядом с ней.
Считается, что наиболее ранние археологические находки Китиона датируются XIII веком до н.э. Относятся они ко времени крито-микенской цивилизации. Это очень интересный этап в развитии всей мировой цивилизации (особенно интригующе выглядит интеллектуальное развитие минойской части), но не буду углубляться и ограничусь выдержкой из книги А. Постернака «История Древней Греции и Древнего Рима»:
"Микенская культура. Хорошо известен быт богатых людей. Развитие городской жизни способствовало стремлению к комфорту и благоустроенности. Например, появляются ванны: у обеспеченных — большие, стационарные, у людей победнее — переносные, из обожженной глины ( терракоты ). Очень ценится чистая вода, поэтому во дворцах проложен водопровод. Над очагами из обожженной глины выкладываются дымоходы. Существовала мебель, известная по изображениям. Женщины для украшения лица применяли краски — прообраз косметики, причесывались гребнями из слоновой кости, создавая прически, известные по фрескам, из пышно взбитых локонов или заплетенных кос. Мужчины перевязывали длинные волосы лентой и носили бороды, а усы и бакенбарды сбривали бронзовыми бритвами. Появление моды в одежде свидетельствовало об особой склонности к утонченной роскоши у богатых людей, стремившихся сделать свою жизнь более красочной и интересной.
Накапливаются знания в различных областях науки. В линейном письме уже имеются символы, обозначающие цифры. Зафиксирована трепанация черепа; известно терапевтическое лечение больных травами, например мятой. Возникает музыка, носившая сакральный характер. В микенскую эпоху с появлением царских дворцов рождается и новый вид светской музыкальной культуры — творчество рапсодов , сказителей-песенников, которые на пирах под музыкальное сопровождение читали эпические произведения. Таким рапсодом был знаменитый Гомер. Простейшими инструментами были всем известные лира и флейта. Существовали и танцы: некоторые носили были сильно ритмизованы и эксцентричны, в них можно угадать прообраз будущих дионисийских плясок. Были танцы и более спокойные, плавные, когда юноши и девушки водили хороводы".
Пожалуй, надо иметь богатое воображение, чтобы представить, как здесь было в далекие времена. Благо были таблички с описанием.
Разве только остатки стены можно узнать. Однако, не такой высоты она была когда-то. В описании указывается, что состояла она из двух ярусов: нижнего, выложенного из огромных грубых камней, и верхнего, выполненного из кирпича-сырца. Наверно, кирпич был весьма востребован в дальнейшем, одним словом, растащили.
Здесь же рядом целый комплекс святилищ, причем времена менялись, город (а это был не просто город, а город-государство) захватывали другие люди со своей культурой, со своими святыми, строили новые храмы, перестраивали старые.
Святая святых (“The Holy-of-Holies”) древнего храма
Начало начал, еще бронзовый век, – 1200 лет до РХ.
Святилища, отражающие черты древней крито-минойской цивилизации.
И вот они – священные рога (Минотавра), ее символ.
Примечательно, что и на Крите, и на Кипре существовало поклонение богине-матери, что, на мой взгляд, характеризует их с весьма положительной стороны.
Общепринято, называть Кипр островом Афродиты, но до нее на острове была своя богиня.
Великая Богиня Кипра (фото с сайта louvre.historic.ru)
Между 1200-1000 г.г. до РХ на острове появляются первые греческие колонисты, со своей религией, со своими святыми.
На Кипре воцарился культ Афродиты, и вот уже ей поклоняются, ей посвящаются храмы.
Но в IX в. до РХ город захватывают финикийцы. А мы, не сходя с места, можем видеть святилища совсем другой богини – Астарты (Иштар). Что любопытно, тоже женщины.
Меняются цивилизации, но культ женщины здесь остаётся. Правда образ богини весьма трансфомируется от спокойно-дородной Богини-матери к богине любви и красоты, а дальше к воинственной богине любви и власти.
Стоит задуматься…
Остаётся покинуть этот «женский уголок», как покинули его поклонники много веков назад, и продолжить знакомство с историей города, с ее мужской частью.
Войны – победы – и вновь войны
Храм Астарты, руины которого были только что увидены, был крупнейшим в Средиземноморье, что говорит о том, что финикийцы пришли, чтоб «здесь навеки поселиться». Финикийцы – торговые люди, и при них бурно развивается торговля, ремесла, из города уходят корабли, груженые медью.
Кстати, увлеченная богинями, я ничего не сказала о том, что там же, на территории храмов не брезговали заниматься и обработкой меди. Еще во времена Великой богини (Great Goddes) жрецы храма контролировали работников с медью. Позже, в греческий период, и незабвенная Афродита не была чужда металлургии:
Что уж говорить о предприимчивых финикийцах.
Но ничто не вечно под луной, и хоровод «Veni, vidi, vici» продолжился.
Из википедии:
Стела Китиона была обнаружена в куче строительного мусора близ современной Ларнаки. Исторический камень был предложен лондонскому Британскому музею, однако там готовы были за находку выделить лишь 20 фунтов стерлингов. В том же году остров посетил немецкий учёный Людвиг Росс. Он купил стелу за 50 фунтов. В настоящее время стела Китиона находится в Государственных музеях Берлина, позолоченный же серебряный оклад, найденный при ней, хранится в Лувре (вместе с копией стелы).
Ассирийцев выгнали египтяне, а на острове продолжали жить греки и финикийцы, платя мзду египетскому фараону. Дальше пришли персы, которым египтяне сдали Кипр без боя, а на острове продолжали жить греки и финикийцы, платя мзду персидскому царю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий