Как ни странно, но ощущения «древности» в Ларнаке не чувствуется. Совсем. А ведь именно здесь находился старейший город острова – Китион, причем, первое поселение было настолько давно, что трудно себе представить – 6000 лет назад. Приходится верить археологам, что такое возможно, поэтому уже не удивляет объяснение, что его основателем был внук Ноя Khittim и первое название города Киттим (существуют и другие гипотезы). Впрочем, говорить о городе в те далекие времена было бы некоторым преувеличением.
Кто ищет, тот всегда найдет, так что находясь в Ларнаке, познакомиться с бывшим Китионом можно разными способами. Самый простой: сходить в Археологический музей.
Он находился совсем рядом с отелем, где я обустроилась, тем не менее я выбрала другой путь. По нескольким причинам. Во-первых, наиболее ценные археологические экспонаты давно вывезены с острова в британские музеи, а те, что не вывезены, отправились в столицу – Никосию. Во-вторых, хотелось видеть то, что не может быть представлено ни в каком музее: реальные остатки реальных сооружений.
Вобщем, меня понесло к руинам северо-западной стены города и храмов, расположенных рядом с ней.
Считается, что наиболее ранние археологические находки Китиона датируются XIII веком до н.э. Относятся они ко времени крито-микенской цивилизации. Это очень интересный этап в развитии всей мировой цивилизации (особенно интригующе выглядит интеллектуальное развитие минойской части), но не буду углубляться и ограничусь выдержкой из книги А. Постернака «История Древней Греции и Древнего Рима»:
"Микенская культура. Хорошо известен быт богатых людей. Развитие городской жизни способствовало стремлению к комфорту и благоустроенности. Например, появляются ванны: у обеспеченных — большие, стационарные, у людей победнее — переносные, из обожженной глины ( терракоты ). Очень ценится чистая вода, поэтому во дворцах проложен водопровод. Над очагами из обожженной глины выкладываются дымоходы. Существовала мебель, известная по изображениям. Женщины для украшения лица применяли краски — прообраз косметики, причесывались гребнями из слоновой кости, создавая прически, известные по фрескам, из пышно взбитых локонов или заплетенных кос. Мужчины перевязывали длинные волосы лентой и носили бороды, а усы и бакенбарды сбривали бронзовыми бритвами. Появление моды в одежде свидетельствовало об особой склонности к утонченной роскоши у богатых людей, стремившихся сделать свою жизнь более красочной и интересной.
Накапливаются знания в различных областях науки. В линейном письме уже имеются символы, обозначающие цифры. Зафиксирована трепанация черепа; известно терапевтическое лечение больных травами, например мятой. Возникает музыка, носившая сакральный характер. В микенскую эпоху с появлением царских дворцов рождается и новый вид светской музыкальной культуры — творчество рапсодов , сказителей-песенников, которые на пирах под музыкальное сопровождение читали эпические произведения. Таким рапсодом был знаменитый Гомер. Простейшими инструментами были всем известные лира и флейта. Существовали и танцы: некоторые носили были сильно ритмизованы и эксцентричны, в них можно угадать прообраз будущих дионисийских плясок. Были танцы и более спокойные, плавные, когда юноши и девушки водили хороводы".
Пожалуй, надо иметь богатое воображение, чтобы представить, как здесь было в далекие времена. Благо были таблички с описанием.
Разве только остатки стены можно узнать. Однако, не такой высоты она была когда-то. В описании указывается, что состояла она из двух ярусов: нижнего, выложенного из огромных грубых камней, и верхнего, выполненного из кирпича-сырца. Наверно, кирпич был весьма востребован в дальнейшем, одним словом, растащили.
Здесь же рядом целый комплекс святилищ, причем времена менялись, город (а это был не просто город, а город-государство) захватывали другие люди со своей культурой, со своими святыми, строили новые храмы, перестраивали старые.
Святая святых (“The Holy-of-Holies”) древнего храма
Начало начал, еще бронзовый век, – 1200 лет до РХ.
Святилища, отражающие черты древней крито-минойской цивилизации.
И вот они – священные рога (Минотавра), ее символ.
Примечательно, что и на Крите, и на Кипре существовало поклонение богине-матери, что, на мой взгляд, характеризует их с весьма положительной стороны.
Общепринято, называть Кипр островом Афродиты, но до нее на острове была своя богиня.
Великая Богиня Кипра (фото с сайта louvre.historic.ru)
Между 1200-1000 г.г. до РХ на острове появляются первые греческие колонисты, со своей религией, со своими святыми.
На Кипре воцарился культ Афродиты, и вот уже ей поклоняются, ей посвящаются храмы.
Но в IX в. до РХ город захватывают финикийцы. А мы, не сходя с места, можем видеть святилища совсем другой богини – Астарты (Иштар). Что любопытно, тоже женщины.
Меняются цивилизации, но культ женщины здесь остаётся. Правда образ богини весьма трансфомируется от спокойно-дородной Богини-матери к богине любви и красоты, а дальше к воинственной богине любви и власти.
Стоит задуматься…
Остаётся покинуть этот «женский уголок», как покинули его поклонники много веков назад, и продолжить знакомство с историей города, с ее мужской частью.
Войны – победы – и вновь войны
Храм Астарты, руины которого были только что увидены, был крупнейшим в Средиземноморье, что говорит о том, что финикийцы пришли, чтоб «здесь навеки поселиться». Финикийцы – торговые люди, и при них бурно развивается торговля, ремесла, из города уходят корабли, груженые медью.
Кстати, увлеченная богинями, я ничего не сказала о том, что там же, на территории храмов не брезговали заниматься и обработкой меди. Еще во времена Великой богини (Great Goddes) жрецы храма контролировали работников с медью. Позже, в греческий период, и незабвенная Афродита не была чужда металлургии:
Что уж говорить о предприимчивых финикийцах.
Но ничто не вечно под луной, и хоровод «Veni, vidi, vici» продолжился.
Первый письменный источник (я бы добавила, который можно прочитать, т.к. задолго до этого на острове существовало «кипрское слоговое письмо», понять, которое пока никто не может) указывает, что город находился под властью ассирийцев: на стеле описывалась победа ассирийского царя в 709-707 годах до н. э. над кипрскими городами, среди которых перечислен и Китион.
Из википедии:
Стела Китиона была обнаружена в куче строительного мусора близ современной Ларнаки. Исторический камень был предложен лондонскому Британскому музею, однако там готовы были за находку выделить лишь 20 фунтов стерлингов. В том же году остров посетил немецкий учёный Людвиг Росс. Он купил стелу за 50 фунтов. В настоящее время стела Китиона находится в Государственных музеях Берлина, позолоченный же серебряный оклад, найденный при ней, хранится в Лувре (вместе с копией стелы).
Ассирийцев выгнали египтяне, а на острове продолжали жить греки и финикийцы, платя мзду египетскому фараону. Дальше пришли персы, которым египтяне сдали Кипр без боя, а на острове продолжали жить греки и финикийцы, платя мзду персидскому царю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий